Инновационная деятельность в школе
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:
- абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
- относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
- псевдоновизну (видимость новизны).
Существуют различные основания для классификации инноваций:
- По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:
- цель и содержание образования;
- технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
- формы организации обучения и воспитания;
- система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);
- образовательная экология.
- По способу возникновения и протекания инноваций:
- систематические, планомерные;
- стихийные.
- По глубине и ширине осуществления инноваций:
- массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;
- частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.
- По характеру происхождения:
- По признакам масштабности:
- частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
- модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
- системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).
В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:
- Возникновение или зарождение идеи нового.
- Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
- Разработка путей реализации цели и проектирование.
- Реализация проекта.
- Распространение новой практики.
- Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога;
- опыт, рожденный в данной школе;
- педагогический опыт, рожденный в других школах;
- директивы и нормативные документы; .
- мнение потребителя образовательных услуг;
- потребности педагогического коллектива работать по-новому;
- потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
- достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.
Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:
- изменения в организации образовательного процесса;
- изменения в технологиях обучения и воспитания;
- изменения в управлении образовательными учреждениями.
В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.
Направления деятельности:
Педагогический коллектив включился в инновационную научно-исследовательская работу с открытия школы. Проектной деятельностью занимаются педагоги и учащиеся школы. С целью определения общих условий и порядка организации, управления инновационной деятельностью разработано положение «Об инновационной деятельности в ГБОУ СОШ № 2083».
Инновационная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
- В рамках единой методической темы школы: «Применение современных педагогических технологий как средства повышения качества знаний обучающихся».
- Через организацию работы по внедрению новых ФГОС.
- Локальная инновационная деятельность отдельных педагогов.
- В рамках работы первичных инновационных площадок.
В настоящее время в школе действуют только инновационные площадки первого уровня (первичные инновационные площадки).
Темы инновационных площадок:
«Разработка и реализация модели единого информационного пространства школы и использование его возможностей в образовательном процессе и управлении школой».
Результатом работы площадки предполагается создание технического, методического и организационного обеспечения внедрения ИКТ в образовательный процесс и управление школой. Проблема реализуется в виде 4 самостоятельных проектов:
- Проект «Основа»
- Проект «Компьютер и учителя»
- Проект «Компьютер и дети»
- Проект «Информация и управление»
«Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях».
Продукты деятельности на начало 2014 г.:
- Программа формирования патриотически ориентированной личности в процессе краеведческой работы с использованием музейной педагогики и включения детей в активную общественную, благотворительную работу через систему школьного ученического самоуправления и коллективных полезных интересных дел;
- Выполнение совместного проекта учителей и обучающихся начальной школы «Наши любимые «Родники»
- Презентация проекта учителей и обучающихся начальной школы «Наши любимые «Родники» - электронная версия
- Поисковая работа обучающихся 5-8 классов с целью сбора материала для открытия школьного краеведческого музея»
- Начало работы по созданию школьного краеведческого музея
- Формирование системы школьного ученического самоуправления
- Создание школьного детского патриотического объединения «Святогор»
С 2014 года школа вступила во второй этап реализации проекта «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях».
Одним из важнейших резервов повышения качества образования является использование информационных технологий. Их повсеместное применение в учебно-воспитательной работе – важнейшее стратегическое направление развития образовательного процесса. Тема экспериментальной работы следующего этапа «Создание информационно-электронного образовательного пространства, отображающего великие победы российского народа, и разработка эффективных методов его использования в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения».
Ожидаемый результат будет способствовать, как повышению уровня компетенции в сфере формирования патриотизма и гражданственности, так и в умении использовать современные технические средства для решения проблем образования. Это позволит повысить качество знаний и умений, обучающихся в этом важнейшем направлении культуры.
В течение следующего года будет продолжена работа над проектом по теме «Теория, методика и практика создания и использования школьного музея в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения». Планируется разработка материалов основных форм использования школьного краеведческого музея в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.
В наших СОШ и ДОУ реализуются оздоровительные технологии:
- комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;
- непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
- максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
- интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
- преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
- использование простых и доступных технологий;
- реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.
Здоровьесберегающая деятельность нашей школы: участие в ГЭП «Здоровое образование», диспансеризация, профилактические прививки, Дни и Недели Здоровья, спортивные школьные праздники, участие в районных спортивных соревнованиях, беседы о здоровье с учащимися, воспитанниками и их родителями, витаминизация, оформление классных и школьных «Уголков здоровья», тренажерный зал, использование элементов психогимнастики (песочной и цветотерапии), прогулки по экологической тропе, закаливание, использование сенсорной комнаты, здоровьесберегающие технологии на уроках и занятиях, динамические паузы.
Администрация школы.