1. Ваши отношения с детьми
Обеспечение безопасности семьи, а в особенности детей имеет очень важное значение. Именно через ежедневное общение со своим ребёнком вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют его и, решая с ним его проблемы, помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.
Наблюдая за игрой ребёнка, мы смотрим на себя со стороны. А значит, нам самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше действие ребёнок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей. Поэтому, сколько бы раз вы ни повторяли ребёнку, что прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто за ней, он никогда не выполнит, если вы сами не будете чётко это выполнять. Правило второе: если хотите научить ребёнка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их.
Самым лучшим способом обучения детей является собственный пример. Если вы всегда внимательны к своей собственной безопасности, то и ребёнок будет повторять эти же действия. Любой мошенник или вор внимательно наблюдает за людьми и безошибочно выбирает себе жертву, и если вы приучили ребёнка к внимательности, то шанс быть ограбленным снизится почти вдвое.
С какого возраста можно оставлять ребёнка одного? Это зависит от многих обстоятельств: возраст вашего ребёнка, его самостоятельность, и насколько вы ему доверяете. Необходимо постепенно приучать ребёнка оставаться одного.
Основными правилами, если ребёнок остаётся один дома, должны быть:
Не оставляйте на видных местах таблетки и другие лекарства. Уходя из дома, убирайте все колющие, режущие предметы и спички. Хранение оружия и боеприпасов в квартирах, домах должно быть на законном основании с соответствующим разрешением. Хранить его нужно в недоступном для детей месте, в сейфе, где хранятся ключи и код от сейфа должны знать только взрослые.
Научите ребёнка правильно обращаться с телевизором, утюгом. Объясните, что лазить в розетки запрещено, а тем более засовывать в них посторонние предметы.
Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что пока он находится у себя дома за закрытой дверью, он в относительной безопасности, но стоит лишь открыть дверь, как грань между ним и преступником стирается, он тут же становится легкой добычей, хотя бы потому, что не готов к нападению из вне, следовательно, не может сориентироваться в сложившейся ситуации. Приведём лишь небольшой перечень ошибок, которые чаще всего допускают наши дети:
Дорогие родители, помните, что ваш ребёнок не всегда может правильно оценить ситуацию, поэтому лучше, если он будет выполнять поручения под бдительным контролем с вашей стороны:
В настоящее время мало кто представляет общение без телефона. Нередко телефон из средства защиты превращается в «отмычку» преступников. Поэтому напомним вам основные правила пользования телефоном ребёнком:
Приобретите телефон с автоматическим определителем номера.
Преступники очень часто используют доверчивость детей. Но отчасти в этом виноваты и мы. Ребёнок, наблюдая за нами видит, как легко и просто мы разговариваем в общественном транспорте и общественных местах с незнакомыми людьми и повторяет наши действия. Как же научить ребёнка осторожности. Прежде всего ему необходимо объяснить, что все люди, не являющиеся его родными, будут для него посторонними, даже если он этих людей часто видит у себя в доме.
Если вы решили воспользоваться услугами фирмы, готовой предоставить вашему ребёнку няню, не ограничивайтесь поверхностным знакомством с фирмой по её рекламным буклетам, рассказам сотрудников, или клиентов, которых как бы случайно назвали её сотрудники. Поговорите с другими родителями. Нельзя брать за мерило качества и надёжности цены предлагаемых услуг, они могут быть либо специально занижены или, наоборот, завышены.
При выборе частной няни руководствуйтесь рекомендациями людей, которым вы доверяете, лучше, если это будет не одна рекомендация, старайтесь выбирать няню не по возрасту, а по опыту работы с детьми. Остановив свой выбор на определённом человеке, постарайтесь навести о нем справки, кем он работал, чем занимался и какие были отзывы его сослуживцев (неофициальные). Вы можете попросить принести справки о состоянии здоровья, в том числе из кожно-венерического диспансера и психоневрологического диспансера. Если вы решили оставлять ребёнка дома у няни, узнайте как можно больше о членах семьи и людях, которые бывают в их доме, при малейшем сомнении попросите няню приходить к вам в дом.
Приходящую няню необходимо ознакомить с требованиями безопасности, применяемыми вами, действием замков входных дверей и их особенностями, с правилами пользования различными приборами.
Попросите няню не приглашать к вам в дом посторонних людей, даже если они представляются вашими знакомыми. По приходу домой, поинтересуйтесь у няни, как прошёл день, и были ли какие-либо сложности с ребёнком. После ухода няни задайте тот же вопрос ребёнку: чем занимались, как прошёл день, доволен ли он своей новой няней.
Если ребёнок высказывает неудовольствие, постарайтесь разобраться, чем оно вызвано, это легче всего сделать через игру, когда роль няни отдана вашему ребёнку.
Если вы вдруг разуверились в надёжности няни, поспешите как можно быстрее дать ей расчёт, даже если заплатили ей вперёд: никакие деньги не смогут заменить вам безопасность вашего ребёнка.
Каждый из нас сталкивается с ситуацией, когда звонят в дверь, вы подходите и в дверной глазок видите незнакомых людей. Как поступить: тихо отойти или спросить, кто стоит за дверью, начать звать несуществующих членов семьи или затаиться?
Лучше всего в данной ситуации отойти от двери в сторону, вдруг преступники вооружены, и дверь вряд ли сможет защитить от пули, и громко спросить: 'Кто?'. Но если ребёнок остался один дома, он ни в коем случае не должен открывать дверь и попросить людей прийти позже. Сразу же после этого необходимо связаться с сотрудниками охраны для получения необходимых консультаций и помощи, а также позвонить в полицию и соседям.
В случае если вы все же открыли дверь и преступники вошли в квартиру, теперь необходимо либо оказать решительное сопротивление, используя средства самообороны (если вы уверены в своих силах), либо подчиниться их требованиям. Старайтесь вести себя как можно спокойнее, не устраивайте истерик, чётко выполняйте все указания непрошеных гостей. Лучше всего соберитесь всей семьёй в одной комнате, детей возьмите на руки и успокойте их, не делайте резких движений, помните, что нападающие всегда боятся, а значит, нервы у них на пределе, и любое неосторожное движение может стоить жизни вам или ребёнку. Несмотря ни на что не угрожайте нападающим, вы можете спровоцировать их на ненужные жертвы, поэтому сидите молча и постарайтесь как можно чётче запомнить лица преступников. При первой же возможности, незаметно постарайтесь позвонить в полицию для оказания вам помощи.
Зачастую лифт воспринимается детьми как аттракцион, на котором можно покататься, и уж очень часто они забывают о мерах безопасности в нем, катаясь на крыше или открывая двери движущегося лифта. Как же быть, если вы не можете сами встретить или проводить ребёнка?
Первым правилом должно быть: может ли ребёнок самостоятельно подняться или спуститься на лифте, т.е. достаёт ли он до кнопки нужного этажа, и знает ли он правила безопасности в лифте, сможет ли он вызвать диспетчера, если лифт застрянет, или он почувствует запах палёной резины.
Если ребёнок ещё недостаточно самостоятелен, чтобы ездить одному в лифте, провожайте его сами или просите пользоваться лестницей.
Ни в коем случае не разрешайте ребёнку ездить в лифте с посторонними, даже если это ваши соседи.
Если, ожидая лифт, ребёнок заметил приближение постороннего, он должен повернуться к нему лицом и приготовиться к отражению нападения.
Кабина лифта подошла, но у лифта стоят незнакомые люди: ребёнок должен отказаться от поездки под предлогом, что он что-то забыл взять дома или оставил на улице.
Ребёнок ехал в лифте, когда в него вошёл посторонний: ребёнок должен выйти из кабины.
Если ребёнок решил продолжать подниматься на лифте вместе с незнакомым, он должен стать лицом к вошедшему, заняв место рядом с дверью.
Если незнакомец начинает приставать, снимать одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или полиции, не плачь, будь спокойным, постарайся вовлечь насильника в разговор.
Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и укуси за нос или губу, постарайся откусить их. Если незнакомец снял с себя штаны или расстегнул ширинку, резко ударь его в пах, нажимай на кнопку ближнего этажа и беги.
Если представилась возможность бежать, не собирай одежду или сумку, убегай в чем есть. Если с собой оказалась аэрозоль, направь струю в лицо насильнику.
Мы много говорим об опасности, которая исходит от посторонних, но почти не говорим об опасности со стороны родителей. Мы иногда не задумываясь ставим под угрозу жизнь наших детей. Это и необдуманные долги, с которыми вы вряд ли сможете расправиться, и разводы, и новые браки, и простое несоблюдение правил дорожного движения. С самого рождения родители должны воспитывать у ребёнка доверительное отношение друг к другу. Учите его не бояться родителей и говорить им правду обо всех случаях в их жизни - это поможет в дальнейшем избежать многих проблем.
Если вы оказались в затруднительном финансовом положении, вам угрожают, скрываясь, не берите ребёнка с собой, оставьте его в детском доме под другой фамилией или спрячьте его у надёжных людей, так как он является вашим уязвимым местом.
Оставляя ребёнка на улице, договоритесь с кем-то из соседей, гуляющих с детьми, присмотреть за ним. Выбирая место для игр, используйте места, удалённые от шоссе, или специально оборудованные площадки. Расскажите ребёнку, как правильно приближаться к качелям или другим движущимся аттракционам.
Переходя дорогу, обязательно пользуйтесь переходами и соблюдайте правила безопасности на дороге. Если вы идёте гулять с коляской, переходя через дорогу, будьте особенно внимательны, не перебегайте перед движущимся транспортом, ожидая сигнала светофора, не оставляйте коляску на проезжей части.
Не перевозите ребёнка через дорогу на санках, возьмите его на руки или держите за руку. Не разрешайте ребёнку прятаться за стоящей машиной или доставать из-под неё закатившийся мяч, пусть он обратиться к вам за помощью.
Держать ребёнка все время дома почти нереально, да и нельзя, ведь ему нужен свежий воздух, а самое главное, общение с друзьями - сверстниками. Поэтому вы встанете перед проблемой «ребёнок и улица». Желанная свобода на улице порой играет злые шутки с нашими детьми. А это значит, что выходя на улицу, они должны быть ещё более внимательны и осторожны.
Собирая ребёнка гулять, не надевайте на него дорогих украшений, которые могут стать причиной нападения на него. Не вешайте ключи от квартиры ему на шею и не закрепляйте их на поясе брюк, сделайте для этой цели специальный кармашек.
Если вы отпустили ребёнка гулять одного, присматривайте за ним из окна или договоритесь или договоритесь о совместном дежурстве с другими родителями во время прогулки ваших детей.
Заметив, что к ребёнку подошёл незнакомый человек, позовите ребёнка домой и тут же спуститесь к нему сами. Выясните чего хочет незнакомец и сообщите об этом своему участковому инспектору полиции.
Гуляя с ребёнком, старайтесь не делать ему немотивированных замечаний, которые могут вызвать протест ребёнка и желание досадить вам. Выходя из квартиры, ваш ребёнок должен посмотреть в глазок и, если на площадке неизвестные лица, дождаться их ухода или попросить вас проводить его на улицу. Запирайте дверь на все замки, не удовлетворяйтесь захлопнутой дверью. Уберите ключи в потайной кармашек.
Уходя из дома в отсутствии родителей, ребёнок должен оставить записку, куда и с кем идёт и когда будет дома, по возможности оставить телефон либо иной способ связи с ним. Если в обозначенное время прийти домой нет возможности необходимо обязательно позвонить родителям и предупредить о задержке.
Ребёнок не должен выбегать из подъезда, а открыв дверь необходимо осмотреться, нет ли поблизости транспорта, под колёсами которого он может оказаться. Заметив друга на другой стороне улицы, не надо спешить ему на встречу, а необходимо помнить, что впереди проезжая часть.
Отпуская ребёнка гулять, предупредите его о наиболее опасных местах во дворе (подвалы, чердаки, стоящие машины). Играя в прятки, не стоит прятаться за стоящей машиной, она может неожиданно поехать, не стоит заходить в подвал, там может поджидать свою жертву насильник, или собралась пьяная компания, или просто подвал могут закрыть.
Если ребёнок неожиданно исчез со двора, предварительно постарайтесь узнать у тех с кем он вместе был, куда и с кем он пошёл. Поговорите с соседями и знакомыми, возможно его видели в другом месте. Обратитесь за помощью к сотрудникам охраны. Сообщите о случившемся в дежурную часть отдела полиции по месту жительства и участковому инспектору.
Если ребёнок любит кататься на велосипеде или роликовых коньках расскажите, где это можно делать и обязательно напомните основные правила безопасности. На первых таких прогулках необходимо присутствие родителей или старших до тех пор, пока ребёнок не будет уверенно себя чувствовать.
Особое внимание требует общение ребёнка с домашними животными. Злобные собаки должны быть ограждены от ребёнка (находиться в вольере, другой комнате, в наморднике). На вид не злобные собаки могут так же причинить вред ребёнку, если ребёнок появился в семье позже, чем собака. Не разрешайте ребёнку играть с чужими животными, собаки часто реагируют агрессивно на чужих людей. Ребёнок, играющий с животными, должен быть под постоянным вашим присмотром.
Бывают случаи, когда мы принимаем решение пойти на массовое гуляние или перед праздничным днём сходить с ребёнком в магазин или на рынок, и вместе с ним выбрать подарок. Но как же сделать, чтобы праздник не омрачился поисками друг друга в толпе народа, переживаниями родителей и наказанием ребёнка? Для этого необходимо подготовиться к нестандартной ситуации, её нужно предвидеть.
Ваш ребёнок должен помнить, что его безопасность, прежде всего, зависит от него самого, как он ответит незнакомцу на его заманчивое предложение или как он поступит в той или иной ситуации, когда от правильного ответа или решения зависит его жизнь. А научить его эта наша с вами задача.
Дополнительные рекомендации для родителей.
Что не надо говорить... |
Вместо этого скажите... |
1. Не разговаривай с незнакомыми людьми. |
1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом... |
В случае если ваш ребёнок или близкий человек похищен и вас шантажируют:
К сожалению, терроризм - это часть нашей сегодняшней реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно безопасных регионах. Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом?
Конечно, реакции разных детей различаются по своей остроте. И все же есть общие моменты в том, что дети чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты терроризма.
Возможно, главная реакция - это страх. И за себя, и за своих близких, и за тех, кто оказался в непосредственной опасности. Он усугубляется неуверенностью, недостатком информации о происходящих событиях. Если ребенок раньше пережил другие потери или травмирующие события, воспоминания об этих событиях могут всплыть именно сейчас.
Характерно и ощущение потери стабильности. Это очень выбивает из колеи. Терроризм нарушает привычный ход событий, разрушает доверие к людям, лишает эмоционального равновесия и чувства безопасности. Растерянность, ощущение беспомощности - эти чувства могут транслироваться от взрослого к ребенку.
Гнев - естественная реакция на происходящее. Дети могут испытывать его по отношению к террористам, к их соотечественникам. Нужно разрешить им выражать эти чувства. Но гнев может направляться и на тех. с кем дети чувствуют себя в наибольшей безопасности - на близких.
Как говорить с ребенком?
- Признавайте чувства ваших детей. Постарайтесь выразить это словами.
- Скажите ребенку: "Испытывать страх за собственную безопасность - это нормально". В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить эту безопасность. Этим занимается правительство, армия, другие органы.
- Дети, особенно младшего возраста, могут испытывать непреодолимый страх, который им трудно выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они могут беспокоиться и за него и за себя ("Что будет со мной, если папа (мама) не вернется? "). Обсудите с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если уедет тот или иной близкий человек? К кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?
- Если мы просто говорим ребенку "Не плачь, все будет в порядке", то тем самым не признаем серьезное его эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не забываем высказать надежду, что все наладится.
- Стоит ли подробно обсуждать произошедшее с ребенком? Это зависит от его возраста. Если вы говорите с дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми деталями. Подростку, возможно, понадобится подробная информация. Не из праздного любопытства, а чтобы он мог ответить на свой же вопрос: "Кто может с этим что-либо поделать? " Старайтесь помочь подростку удержаться зрелых реакций и действий.
Помогайте вашим детям справиться с их страхами.
- Помогите детям убедиться в их личной безопасности. Расскажите, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма. Например, усиливается охрана аэропортов и мест проведения общественных мероприятий, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность и т. д.
- Укрепляйте ваши обычные семейные ритуалы, например отхода ко сну (рассказывание сказки, чтение помогут мягкие игрушки, любимое одеяло и т. д.) Это повышает у ребенка чувство стабильности и безопасности. Чем меньше ребенок, тем больше времени сейчас нужно проводить с ним. Выделите при этом специальное время (пускай даже небольшое), которое будет посвящено играм или общению только с ним.
- Обычные страхи детей могут усилиться в это время (страх темноты, резких звуков и др.) Ребенок может бояться засыпать один. Посидите рядом несколько ночей дожидаясь, пока сын или дочь заснут. Разрешайте держать включенным неяркий не яркий свет. Если дети в семье спали в разных комнатах, они могут захотеть спать вместе, разрешите им это. Постепенно возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует себя снова в безопасности
- Попробуйте показать детям, что чувство контроля над ситуацией можно приобрести, оказывая поддержку другим людям, предпринимая какие-то действия.
Например, послав необходимые вещи, игрушки, письма со словами поддержки тем, кто пострадал. Это можно сделать через соответствующие организации.
- Если кому-то из членов семьи надо уехать на время, предусмотрите какие-то действия на этот случай. Соберитесь с семьями тех, чьи близкие тоже уехали по каким-то обстоятельствам (например, в общую командировку с вашим родственником).
- Не позволяйте детям проводить слишком много времени у телевизора в ожидании новостей о случившемся теракте. Направьте их внимание на любимые занятия. Постарайтесь сами меньше времени уделять новостям и больше проводить его с семьей.
- Если вы замечаете у своего ребенка лишком острую или затянувшуюся реакцию на печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой. Например, помощью детского психолога, в случае необходимости - и врача. В крупных городах созданы специальные кризисные службы для детей и подростков, Есть и другие организации, способные оказать поддержку.
- Выберите время для себя и постарайтесь разобраться в своих реакциях на происходящее настолько, насколько это возможно. Это поможет вам лучше понять своего ребенка.