Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Троицкий и Новомосковский административные округа

Инновационная деятельность

Инновационная деятельность в школе


Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:

  • абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
  • относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
  • псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют различные основания для классификации инноваций:

  1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:
    • цель и содержание образования;
    • технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
    • формы организации обучения и воспитания;
    • система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);
    • образовательная экология.
  2. По способу возникновения и протекания инноваций:
    • систематические, планомерные;
    • стихийные.
  3. По глубине и ширине осуществления инноваций:
    • массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;
    • частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.
  4. По характеру происхождения:
    • внешние;
    • внутренние.
  5. По признакам масштабности:
    • частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
    • модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
    • системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

  1. Возникновение или зарождение идеи нового.
  2. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
  3. Разработка путей реализации цели и проектирование.
  4. Реализация проекта.
  5. Распространение новой практики.
  6. Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

  • интуиция творческого руководителя, педагога;
  • опыт, рожденный в данной школе;
  • педагогический опыт, рожденный в других школах;
  • директивы и нормативные документы; .
  • мнение потребителя образовательных услуг;
  • потребности педагогического коллектива работать по-новому;
  • потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
  • достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:

  • изменения в организации образовательного процесса;
  • изменения в технологиях обучения и воспитания;
  • изменения в управлении образовательными учреждениями.

В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.

Направления деятельности:

 

Педагогический коллектив включился в  инновационную научно-исследовательская работу с открытия школы. Проектной деятельностью занимаются  педагоги и учащиеся школы.  С целью определения общих условий и порядка организации,  управления  инновационной деятельностью разработано положение  «Об инновационной деятельности в ГБОУ СОШ № 2083».

Инновационная деятельность осуществляется по следующим направлениям:

  • В рамках единой методической темы школы: «Применение современных педагогических технологий как средства повышения качества знаний обучающихся».
  • Через организацию работы по внедрению новых ФГОС.
  • Локальная инновационная деятельность отдельных педагогов.
  • В  рамках работы первичных инновационных площадок.

В настоящее время в школе действуют только инновационные площадки первого уровня (первичные инновационные площадки).

Темы инновационных   площадок: 

«Разработка и реализация модели единого информационного пространства школы и использование  его возможностей  в образовательном процессе и управлении школой».

        Результатом  работы  площадки предполагается создание  технического, методического и организационного обеспечения  внедрения ИКТ в  образовательный  процесс и управление школой. Проблема  реализуется в виде 4 самостоятельных проектов:

  1. Проект «Основа»
  2. Проект «Компьютер и учителя»
  3. Проект «Компьютер и дети»
  4. Проект «Информация и управление»

«Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных  условиях».

Продукты деятельности на начало 2014 г.:

  • Программа формирования патриотически ориентированной личности в  процессе краеведческой работы с использованием музейной педагогики и включения детей в активную общественную, благотворительную  работу через систему школьного ученического самоуправления и коллективных полезных интересных дел;
  • Выполнение совместного проекта учителей и обучающихся начальной школы «Наши любимые «Родники»
  • Презентация проекта учителей и  обучающихся начальной школы «Наши любимые «Родники» - электронная версия
  • Поисковая работа обучающихся 5-8 классов с целью сбора материала для открытия школьного краеведческого музея»
  • Начало работы по созданию школьного краеведческого музея
  • Формирование системы школьного ученического самоуправления
  • Создание школьного детского патриотического объединения «Святогор»

С 2014 года школа вступила во второй этап реализации проекта  «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях».

Одним из важнейших резервов повышения качества образования является использование информационных технологий. Их повсеместное применение в учебно-воспитательной работе – важнейшее стратегическое  направление развития образовательного процесса. Тема экспериментальной работы следующего этапа «Создание информационно-электронного образовательного пространства, отображающего великие победы российского народа, и разработка эффективных методов его использования в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения».

Ожидаемый результат будет  способствовать, как повышению уровня компетенции в сфере формирования патриотизма и гражданственности, так и в умении использовать  современные технические средства для решения проблем образования. Это позволит повысить качество знаний и умений, обучающихся в этом важнейшем направлении  культуры.

В течение следующего года будет продолжена работа над проектом по теме «Теория, методика и практика создания и использования школьного музея в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения». Планируется разработка  материалов основных форм использования школьного краеведческого музея в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.

В наших СОШ и ДОУ реализуются оздоровительные технологии:

  1. комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;
  2. непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
  3. максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
  4. интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
  5. преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
  6. использование простых и доступных технологий;
  7. реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

Здоровьесберегающая деятельность нашей школы: участие в ГЭП «Здоровое образование», диспансеризация, профилактические прививки, Дни и Недели Здоровья, спортивные школьные праздники, участие в районных спортивных соревнованиях, беседы о здоровье с учащимися, воспитанниками и их родителями, витаминизация, оформление классных и школьных «Уголков здоровья», тренажерный зал, использование элементов психогимнастики (песочной и цветотерапии), прогулки по экологической тропе, закаливание, использование сенсорной комнаты, здоровьесберегающие технологии на уроках и занятиях, динамические паузы.

Администрация школы.