Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Победитель общероссийского рейтинга школьных сайтов 2017
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Победитель конкурса «Педагог года 2018», номинация "Педагог дополнительного образования"
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Троицкий и Новомосковский административные округа

Инновационная деятельность

Инновационная деятельность в школе


Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:

  • абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
  • относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
  • псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют различные основания для классификации инноваций:

  1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:
    • цель и содержание образования;
    • технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
    • формы организации обучения и воспитания;
    • система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);
    • образовательная экология.
  2. По способу возникновения и протекания инноваций:
    • систематические, планомерные;
    • стихийные.
  3. По глубине и ширине осуществления инноваций:
    • массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;
    • частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.
  4. По характеру происхождения:
    • внешние;
    • внутренние.
  5. По признакам масштабности:
    • частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
    • модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
    • системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

  1. Возникновение или зарождение идеи нового.
  2. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
  3. Разработка путей реализации цели и проектирование.
  4. Реализация проекта.
  5. Распространение новой практики.
  6. Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

  • интуиция творческого руководителя, педагога;
  • опыт, рожденный в данной школе;
  • педагогический опыт, рожденный в других школах;
  • директивы и нормативные документы; .
  • мнение потребителя образовательных услуг;
  • потребности педагогического коллектива работать по-новому;
  • потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
  • достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:

  • изменения в организации образовательного процесса;
  • изменения в технологиях обучения и воспитания;
  • изменения в управлении образовательными учреждениями.

В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.

Направления деятельности:

 

Педагогический коллектив включился в  инновационную научно-исследовательская работу с открытия школы. Проектной деятельностью занимаются  педагоги и учащиеся школы.  С целью определения общих условий и порядка организации,  управления  инновационной деятельностью разработано положение  «Об инновационной деятельности в ГБОУ СОШ № 2083».

Инновационная деятельность осуществляется по следующим направлениям:

  • В рамках единой методической темы школы: «Применение современных педагогических технологий как средства повышения качества знаний обучающихся».
  • Через организацию работы по внедрению новых ФГОС.
  • Локальная инновационная деятельность отдельных педагогов.
  • В  рамках работы первичных инновационных площадок.

В настоящее время в школе действуют только инновационные площадки первого уровня (первичные инновационные площадки).

Темы инновационных   площадок: 

«Разработка и реализация модели единого информационного пространства школы и использование  его возможностей  в образовательном процессе и управлении школой».

        Результатом  работы  площадки предполагается создание  технического, методического и организационного обеспечения  внедрения ИКТ в  образовательный  процесс и управление школой. Проблема  реализуется в виде 4 самостоятельных проектов:

  1. Проект «Основа»
  2. Проект «Компьютер и учителя»
  3. Проект «Компьютер и дети»
  4. Проект «Информация и управление»

«Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных  условиях».

Продукты деятельности на начало 2014 г.:

  • Программа формирования патриотически ориентированной личности в  процессе краеведческой работы с использованием музейной педагогики и включения детей в активную общественную, благотворительную  работу через систему школьного ученического самоуправления и коллективных полезных интересных дел;
  • Выполнение совместного проекта учителей и обучающихся начальной школы «Наши любимые «Родники»
  • Презентация проекта учителей и  обучающихся начальной школы «Наши любимые «Родники» - электронная версия
  • Поисковая работа обучающихся 5-8 классов с целью сбора материала для открытия школьного краеведческого музея»
  • Начало работы по созданию школьного краеведческого музея
  • Формирование системы школьного ученического самоуправления
  • Создание школьного детского патриотического объединения «Святогор»

С 2014 года школа вступила во второй этап реализации проекта  «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях».

Одним из важнейших резервов повышения качества образования является использование информационных технологий. Их повсеместное применение в учебно-воспитательной работе – важнейшее стратегическое  направление развития образовательного процесса. Тема экспериментальной работы следующего этапа «Создание информационно-электронного образовательного пространства, отображающего великие победы российского народа, и разработка эффективных методов его использования в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения».

Ожидаемый результат будет  способствовать, как повышению уровня компетенции в сфере формирования патриотизма и гражданственности, так и в умении использовать  современные технические средства для решения проблем образования. Это позволит повысить качество знаний и умений, обучающихся в этом важнейшем направлении  культуры.

В течение следующего года будет продолжена работа над проектом по теме «Теория, методика и практика создания и использования школьного музея в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения». Планируется разработка  материалов основных форм использования школьного краеведческого музея в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.

В наших СОШ и ДОУ реализуются оздоровительные технологии:

  1. комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;
  2. непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
  3. максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
  4. интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
  5. преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
  6. использование простых и доступных технологий;
  7. реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

Здоровьесберегающая деятельность нашей школы: участие в ГЭП «Здоровое образование», диспансеризация, профилактические прививки, Дни и Недели Здоровья, спортивные школьные праздники, участие в районных спортивных соревнованиях, беседы о здоровье с учащимися, воспитанниками и их родителями, витаминизация, оформление классных и школьных «Уголков здоровья», тренажерный зал, использование элементов психогимнастики (песочной и цветотерапии), прогулки по экологической тропе, закаливание, использование сенсорной комнаты, здоровьесберегающие технологии на уроках и занятиях, динамические паузы.

Администрация школы.