Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Троицкий и Новомосковский административные округа

Безопасность дорожного движения

Проблема безопасности детей на дорогах с каждым годом становится всё более актуальной. Количество машин увеличивается, мощность их двигателей растет, на дорогах появляется много водителей новичков, качество обучения в автошколах оставляет желать лучшего, а наши дети благодаря компьютерной реальности всё меньше опасаются настоящих автомобилей.

Почему дети попадают в ДТП? Факты о безопасности дорожного движения и детях

Не будем в этой статье брать во внимание фатальные стечения обстоятельств, когда ребенок становится участником дорожно-транспортного происшествия, не нарушая правил. То есть, например, когда он находился внутри автомобиля или был сбит на тротуаре пьяным водителем. Рассмотрим основные причины ДТП, происходящие по вине детей.

  • Резкое и слабо прогнозируемое появление ребенка на проезжей части перед движущимся транспортом, причем в местах, не предусмотренных для перехода дороги;
  • Выход на дорогу из-за крупного препятствия, обычно в неустановленном месте. Часто это переход ребенком дороги сразу после высадки пассажиров из общественного транспорта. Взрослые сами провоцируют такое поведение, поскольку вместо того чтобы пройти десяток метров до пешеходного перехода идут вразрез правилам дорожного движения. Причем всё еще усугубляется тем, что автобус и троллейбус дети могут обходить спереди, а трамвай сзади, что противоречит всем базовым принципам дорожной безопасности;
  • Игнорирование сигналов светофора или переход дороги в непредназначенном для этого месте, часто в десятке метров от наземного или подземного перехода;
  • Игра на проезжей части или около неё. Особенно эта проблема актуальна в небольших населенных пунктах или на окраинах крупных городов, где движением транспорта происходит довольно редко;
  • Езда на велосипеде по дорогам, а также перемещение пешим ходом не по тротуару, а по проезжей части.

Почему же дети так опрометчиво поступают, совершенно не задумываясь о безопасности дорожного движения? Ответ на этот вопрос состоит из нескольких причин. Тут проблемы как физиологического, так и психологического плана. К физиологическим относятся те факты, что дети медленно реагируют на происходящие события, они видят изображение только перед собой – так называемое туннельное зрение, плохо определяют источник звука и тяжело ориентируются в понятиях «право» и «лево». Поэтому им сложно определить и отреагировать на опасность. К психологическим причинам относится непонимания ребенком степени опасности, ведь у него нет врожденно страха перед движущимися машинами. Также он не до конца понимает физические законы движения больших предметов, ему кажется, что реальное авто может остановиться так же быстро, как и в мультике. Школьник не всегда прогнозирует губительные последствия своих поступков, он просто делает то, что на данный момент ему кажется правильным. Не стоит забывать и о дурном примере взрослых, которые сами нарушают ПДД. А еще дети часто сосредотачиваются на каком-то действии и не могут контролировать другие процессы, если их что-то сильно увлекло, то они попросту забывают про всё остальное. Например, бегут за мячом прямо под колеса машины. Конечно, обычно со временем навыки контроля реальности и осознание последствий приходят к школьнику, но задача родителей оградить его от непоправимых действий уже сейчас.

Методы обучения детей безопасному дорожному движению

Как же привить вашему ребенку базовые правила безопасности дорожного движения для детей? Здесь потребуется комплексный подход, ведь недостаточно просто сказать «делай так-то», надо чтобы ребенок понял степень опасности и научился защищать себя от нее.


Основные методы обучения ребенка правилам безопасности дорожного движения.

  • Реальный мир – осознаем опасность. Объясните ребенку принцип движения настоящей машины, расскажите, что для остановки машине надо проехать большое расстояние. При скорости 80 км/час отечественный автомобиль тормозит на протяжении метров сорока, а в дождь раза в два дольше. Пройдите с ребенком 50 метров, пусть он поймет, что столько будет останавливаться машина, если водитель резко нажмет на тормоза. Пусть ребенок разгонится и попробует резко остановиться, померяйте какой у него тормозной путь. Поговорите о том, какая тяжелая машина и что она может сломать, если врежется (в дом, остановку, киоск и т.д.);
  • Реальный ущерб – включаем инстинкт самосохранения. Поговорите о том, что машины стоят дорого, но человеческая жизнь вообще бесценна. Спросите о том, хочет ли ваш сын или дочь, чтобы родителей сбила машина, спросите – разве хорошо лежать в больнице, не играть в игрушки? Объясните, что нет ничего важнее здоровья человека и поэтому нет никакого смысла подвергать его риску на дороге. Объясните другие последствия аварий (поломанные машины, заторы на дорогах, опоздания и т.д.). Пусть ребенок научится рассматривать проезжую часть как опасную зону. А переходы через дорогу как мостики безопасности. Пусть поймет, что нельзя играть рядом с опасностью;
  • Дурной пример – взрослый НЕ всегда прав. Объясните школьнику, что не всегда взрослые поступают правильно, поэтому даже есть тюрьма, куда сажают плохих взрослых, делающих людям гадости. Объясните, что когда ребенок видит, как взрослый перебегает дорогу на красный свет или в неположенном месте, он не должен повторять за ним плохие поступки. Если же вы сами допускали при детях такое поведение, то следует перед ними извиниться и признать свою ошибку. Поясните ребенку, что правила дорожного движения придумали для безопасности пешеходов и водителей и тот, кто нарушает правила, поступает очень плохо, так он может покалечить себя или других;
  • Маленький да удаленький – учимся осторожности. Объясните ребенку, что он еще мал, поэтому не всё может делать быстро и хорошо как взрослый. Расскажите, что вы тоже таким были, приведите какой-то смешной пример из своего детства. Объясните ребенку, что ему не надо спешить переходить дорогу как взрослые, а надо быть очень аккуратным, внимательно смотреть по сторонам и переходить дорогу только если рядом нет машин;
  • Основные правила – знать и выполнять! Разузнайте у вашего школьника, какие правила ПДД он знает, а какие нет. Научите его основным правилам безопасности дорожного движения. Старайтесь делать это в игровой форме, приводить живые примеры, иллюстрации. Сходите с ним на дорогу, перейдите её несколько раз. Пусть ребенок вам покажет, где можно переходить и как надо переходить, а также как неправильно поступать. Дайте ему возможность вас перевести через дорогу, пусть он почувствует ответственность. Поищите «дядю нарушителя», пусть ребенок как бы расскажет ему, что так поступать плохо и почему плохо. Поиграйте в водителей и пешеходов у себя дома или во дворе. Также можете активно использовать мультики, книги, картинки, компьютерные автомобильные симуляторы. Повторяйте занятия, пока не поймете, что ваше чадо четко осознает опасности на дороге и понимает последствия нарушений правил дорожного движения.

Научив своих детей ответственному поведению на дороге и возле неё, вы не только максимально обезопасите их на период детства, но и вырастите будущих аккуратных водителей. Ведь большинство знаний, которые мы несем по жизни, взяты из детства, и во многом от родителей зависит, будет эта информация помогать человеку или создавать проблемы.